ААЦ-РПЦ, Апологетика, Армяне, Армяне России, Армяно-григориане, Армянская Церковь, Армянские церкви в России, Армянский язык, Архитектор, Архитектура, Библия, Благодатный Огонь, Благотворительность, Богословие, Богослужение, Венчание, Вероучение, Встречи, Геноцид, Глава епархии, Государственные мероприятия, Диакон, Диаспора, Документы, Дпир, Епархия, Епископ, Земельный участок, История, Канаш, Католикос, Католицизм, Конфессии, Крест, Крещение, Литургия, Матах, Межконфессиональное, Мироосвящение, Молитва, Монофизитство, Обряды, Освящение церкви, Пожертвования, Пост, Православие, Праздники ААЦ, Приход, Проект, Протестантизм, Сайт, Святые, Священник, Секты, Собрания общины, Строительство, Таинства, Терминология, Учение Церкви, Финансы, Храм, Храмы Армении, Христианское учение, Церковь, Эчмиадзин

Показать все теги
ПМОАЦ. Святоотеческое учение об одной природе Христа
часть 1 - Монофизитство и армяне
часть 2 - Парадокс «армянского монофизитства»
часть 3 - Монофизитство в Армянской Церкви
часть 4 - Святоотеческое учение об одной природе Христа


«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

 

 

МИФ О МОНОФИЗИТСТВЕ АРМЯН

(4)

Святоотеческое учение об одной природе Христа

 

В своем неуемном желании выставить армян еретиками, адепты религиозной веры в «монофизитов», в ответ на исповедание Армянской Церкви подлинного и совершенного человечества во Христе продолжают выискивать себе аргументы уже по принципу «не мытьем, так катаньем». Они могут возразить, мол, не сами ли армяне говорят, что природа Христа одна? Как же они, исповедуя одну природу, не монофизиты? Как они анафематствуют монофизитство и признают человечество Христа, если отвергают Халкидонский собор, как раз для того и созывавшийся, чтоб осудить монофизитство и утвердить веру во Христа как в Бога и человека? Ведь логика подсказывает, что, отвергая две природы – божественную и человеческую, армяне отвергают человечество во Христе.

    

Однако построенная на противопоставлении диофизитства и отрицания человечества Господа логика является лукавой. Утверждение, по которому «кто не диофизит, тот монофизит», так же лукаво, как и утверждение «кто не алкоголик, тот наркоман». Не менее лукав применяемый к представлениям о количестве природ во Христе примитивный в своем материализме принцип «банан или один, или бананов два», в соответствии с которым выражение «одна природа» может пониматься только как исповедание одной божественной природы и отказ от исповедания человечества Христа. Именно такая порочная логика и такие принципы не позволяют апологетам халкидонитского диофизитства оценить саму суть христологии Армянской Апостольской Церкви.

 

Да, Армянская Церковь, равно как и другие Древневосточные Православные Церкви исповедует одну природу Христа. Это действительно факт. Но это вовсе не означает, что речь идет только о божественной природе, а человечество Христова отрицается. Тем более это не означает, что ААЦ в противление халкидонитской вере приняла новодельное учение. Богословие Армянской Церкви о единстве природы Бога ставшего человеком древнее халкидонитской веры. Как бы этому не противились халкидониты, христология ААЦ является сохраненным учением Вселенской Церкви до Халкидона, и освящена Третьим Вселенским собором, осудившим, не некое карикатуризированное той же «православной» мифологией несторианство, но именно диофизитство.

 

Ирония ситуации состоит в том, что если армяне являются монофизитами, то такими же монофизитами оказываются многие великие отцы Церкви дохалкидонской эпохи, которые даже не подозревали, что диофизитство – это православие, а потому вовсе не стеснялись и не боялись исповедовать христологию единоприродия. В доказательство этого можно привести цитаты из работ таких авторитетов древнего христианства, одно слово и сами имена которых перевесят всю полутора тысячелетнюю болтовню теоретиков и апологетов халкидонитского диофизитства.

 

Так, например, о единстве природы Христа пишет святой Афанасий Великий (326 – 373), в своей книге «О воплощении Господа нашего Иисуса Христа». Этот труд Афанасия имеет особую апологетическую ценность в противостоянии с диофизитами всех мастей, поскольку он направлен против мудрствований еретика Аполлинария, который для диофизитов является кем-то вроде монофизита, и именно его авторству приписывается ими знаменитая святоотеческая формула «Едина природа Бога Слово воплощенная». Как можно убедиться, вопреки представлениям халкидонитов о православной вере, Афанасий при критике Аполлинария сам исповедует единство природы Христа:

 

«Но единый по естеству истинный Христос неописуем человеческим разумом, как вы на то осмеливаетесь в своей кичливости. Ни пророк, ни апостол, ни один из Евангелистов не сказал того, что вы предприемлете говорить, утратив всякий стыд в душе».

 

Согласно дохалкидонскому богословию, во Христе соединились две природы – божественная и человеческая. Но согласно тому же богословию, дабы избежать разделения на отдельных Бога и человека необходимо было признание реального единства этих природ. Именно поэтому об уже состоявшемся природном соединении говорится не как о двух природах, но как об одной, единой. Только исповедание природного единства допускает и исповедание единства ипостасного, и как итог – исповедание одного, единого лица Бога воплотившегося, Который есть Христос. Об этом пишет святой Иоанн Златоуст (397 – 404) в своем толковании на слова «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»:

 

«Не отделяйте Его Божества от Его человечества; не будьте злыми разлучниками неразлучимого; не разъединяйте человечество Его от Его божества, потому что по соединении оно с ним нераздельно и неслиянно. Не разделяйте того, что в Нем соединилось, но познавайте то, что в Нем есть... Никакого ведь нет в Нем разделения между плотью и божеством; все Богоприличное и человеческое мы исповедуем и возводим к единому лицу и единой ипостаси и природе воплотившегося Бога нашего Иисуса Христа».

 

Интересное определение природного единства Христа, как «двоякого», но все же одного естества, предлагает один из великих учителей Церкви четвертого века святой Ефрем Сирин в своем произведении «Слово на еретиков. Притча о бисере»:

 

«Двух естеств причастен многоценный бисер, чтобы показать собой Христа, потому что Он, Слово Божие, родился от Марии человеком. Не новое стал иметь естество, потому что соделался не другого какого рода живым существом. В совершенстве имеет двоякое естество, так что не утратил двух естеств. Не первое естество, Бог, одно явилось на земле, и не второе, человек, одно взошло на небо».

 

И, конечно же, много раз и по разным поводам об одной природе во Христе, как Боге воплощенном говорил и святой Кирилл Александрийский (412 – 444), который стал главным идеологом и защитником учения единоприродия. Через все богословские работы Великого Кирилла красной нитью проходит идея борьбы с диофизитством несториан и защиты против них православной христологии единства Христова:

 

 «Слепец же прозревший видел Его не в чистом, или бесплотном, а в нашем, человеческом, образе и уверовал в увиденного им не как в сына, соединенного с другим сыном, но как в Единого по естеству и по истине, не без плоти воссиявшего для земнородных» (На святой Символ).

 

«Украшение же и многообразная красота в ней (Церкви) есть Христос, единый по естеству, но во многих и различных образах мыслимый, как, например, чтобы не ходить далеко, в крученном виссоне: ибо, будучи тонким и бестелесным по естеству, рожденное от Бога Отца Слово некоторым образом скручено чрез сплетение как бы с плотью»(О святой скинии, что она была образом Церкви Христовой)

 

Не безынтересно утверждение святого Кирилла и том, почему нельзя говорить о двух природах уже в соединении:

 

«Α уж более-то всего нельзя говорить ο двух после единения и принимать в мысли каждого по отдельности. Напротив, следует знать, что хотя ум и созерцает некое различие природ – совсем ведь не то же самое Божество и человечество – вместе с этим в размышлении ο них он принимает и соединение обеих в единство» (Ο вочеловечении Единородного). 


Продолжение следует.

Комментарии:

Оставить комментарий
street - 4 октября 2016 12:27
game street fighter For Men Price In Bangalore in Killeen .



TothyLadly - 31 октября 2016 07:04
Accidents Avec Clomid prozac Treat Hives From Keflex Cherche Viagra Strasbourg Cialis Levitra Libido order accutane no prescription buy kamagra online Cialis Fast Shipping Acheter Viagra En Ligne Suisse Suprax 400mg For Sale Buy Generic Cialis Online Xenical 120mg No Prescription Cephalexin And Metformin cialis online pharmacy Kamagra Up Buying Generic Fluoxetine In Internet England Study Gonerrhea Amoxicillin Ajanta Pharma Kamagra Oral Jelly Viagra Cheapest Online Kamagra Duracion rx canada pharmacy accutane Easy Buy Viagra Articulo 138 Cephalexin Mixed cheap cialis Levitra Risposta



Ptickphedand - 1 декабря 2016 15:03
Soft Cialis Online acheter propecia Commander Cialis Tadalafil Isotretinoin Mail Order Virginia Beach Cialis Aus Berlin claravis Cialis Und Paracetamol Nolvadex Posologie finasteride 1 mg prices Order Amoxil Online Antibiotics For Sale Online From Canada online pharmacy Baclofene Dose Maximale Comprar Cialis En Miami Fast Ejaculation buy viagra Taking Cephalexin And The Sun Can Keflex Cure Syphyllis Cheap Secure Doryx Microdox



viagra - 13 декабря 2016 05:31
AM Report Abuse I'm more worried that government health care pays for get viagra without prescription for Senators.



AntonNeicy - 16 января 2017 06:12
Viagra Pills Kamagra Effetti Collaterali viagra online prescription Buy Deltasone Without Prescription Order Now Fluoxetine online pharmacy Cialis Bestellen Generika Propecia Preparacion Viagra Vente Kamagra Intermediates Online Provera Stirling Viagra 100mg Testberichte cialis 5mg Cialis Cialis Lilly Originale Viagra Jelly Online Uk cialis Viagra Kaufen Bern Olanzapine viagra Medicamento Cialis 20 Mg Cialis Acquisto In Italia affordable Cipro Without Prescriptions



side - 12 марта 2017 21:47
Is there a generic for for copd revatio for sale patent europe e viagra side effects.



429335, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. 30 лет Победы, д. 10, кв. 13
тел.: 8 (8352) 44-45-37
www.surb-reshtakapetac.org